Личная страничка > Фотогаллерея > Санкт-Петербург. 2006

Нимфы, поддерживающие небесную сферу

Нимфы, поддерживающие небесную сферу - Nymphs holding Firmament (1812-13)

Скульптурная группа у центральной башни Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
Скульптор Феодосий (Федос) Федорович Щедрин (1751-1825)
Пудостский камень

Автор скульптурной группы, Феодосий Федорович Щедрин, является ярким представителем русского классицизма. Он учился в скульптурном классе (1764-71) у Н.-Ф. Жилле, стажировался в Риме (1773-75) и Париже (1775-85), его творческая эволюция отражает основные этапы развития русского искусства конца XVIII - первой четверти XIX веков.
С начала XIX века Щедрин активно работает над проблемами синтеза архитектуры со скульптурой в стиле высокого классицизма. Для грандиозного ансамбля Адмиралтейства в Петербурге он выполняет в 1812-13 гг. три фигуры античных воинов, две группы "Нимфы, поддерживающие небесную сферу" по сторонам центрального арочного проема, шесть аллегорических статуй небесных стихий для колоннады центральной башни, маски для замковых камней над окнами. Величественные скульптурные группы доминируют в пространстве архитектурного ансамбля, прославляющего могущество России - морской державы. В атлетических фигурах античных героев Ахилла, Аякса, Пирра, в изваяниях нимф, торжественно возносящих небесную сферу, скульптор достигает редкой для искусства первой четверти XIX века масштабности и многозначности замысла.

Скульптурная группа выполнена из известняка, залежи которого находились вблизи Гатчины по реке Пудость. Этот камень отличался мягкостью, поддавался пилению и шлифовке, его твердость по шкале Мооса варьировалась от 1 до 3, но по мере пребывания на открытом воздухе он твердел и приобретал достаточную прочность.

Эту скульптурную композицию, украшающую центральный вход в Адмиралтейство, также можно увидеть в одной из заставок телеканала "Культура".

Анкета Пруста
Фотогаллерея
Новопеределкино
Мой ЖЖ

Большая Морская, 47

Большая Морская, 47 - Bolshaya Morskaya, 47

Дом-Музей Владимира Владимировича Набокова. Дата основания музея - 24.04.1998.

Участок дома №47 по Большой Морской улице после пожаров 1730х годов был отдан Соляной конторе. Здесь был построен дом члена Соляной комиссии советника Якова Андреевича Маслова. Здание было одноэтажным на высоких погребах, в семь окон, с высоким фронтоном в центре фасада. Сам Маслов здесь не жил, сдавал помещения в наём. В доме Маслова проводились аукционы.
Далее этим домом владели другие хозяева. Среди них будущий директор Царскосельского лицея Антон Васильевич фон Энгельгардт, сенатор Пётр Алексеевич Обресков, граф Михаил Мартынович Валицкий, Татьяна Васильевна Юсупова (урождённая Энгельгардт, племянница князя Г. А. Потёмкина), камергер Алексей Захарович Хитрово (будущий сенатор, видный государственный деятель), внук знаменитого полководца Александр Аркадьевич Суворов-Рымникский.
При Суворове дом уже был двухэтажным, фасад был оформлен классическим четырёхколонным портиком. В 1873 году у Суворова дом выкупил коллежский регистратор Михаил Николаевич Рогов, для нового хозяина здание перестраивалось по проекту Льва Фёдоровича Яффа. Слева от основного здания появилась новая пристройка с парадной дверью и проездом во двор, над которым были устроены два полуциркульных окна. После Рогова домом владел двоюродный племянник уже упомянутого А. А. Суворова граф Платон Александрович Зубов.
Далее здание снова переходило из рук в руки, пока в 1897 году его не приобрела за 300 000 рублей Елена Ивановна Рукавишникова (дочь богатейшего золотопромышленника) у Надежды Половцевой приемной дочери придворного банкира Александра Штиглица. Дом покупался к свадьбе с Владимиром Дмитриевичем Набоковым, юристом, камергером, сыном министра юстиции. В 1898 году был отремонтирован лицевой флигель.
10 апреля 1899 года здесь родился будущий знаменитый писатель Владимир Владимирович Набоков. «Я там родился в последней (если считать по направлению к площади, против нумерного течения) комнате на втором этаже, там, где был тайничок с материнскими драгоценностями». Детство будущего писателя, прошедшее в особняке на Большой Морской и в имении на берегу Оредежа, описано им в «Других берегах».
В 1901-1902 годах построили новый флигель во дворе, надстроили лицевой флигель третьим этажом и изменили отделку его фасадов. Надстройка велась необычным способом: для сохранения ценных интерьеров сначала были возведены новые внешние стены и крыша, а уже затем разобрана старая крыша и построены новые внутренние перекрытия. Перестройкой здания руководили Михаил Фёдорович Гейслер и Борис Фёдорович Гуслистый. Заказ был следующий: лицевое строение – особняк хозяев, во дворе – пятиэтажный доходный дом. Задача: «Избежать ложных форм, не вызываемых конструктивной необходимостью. Орнаментация сандриками, колоннами и т. п. отвергнута и заменена мотивами из царства растительного мира». Особняк построен в стиле венского модерна, интерьеры – в стилях барокко и Ренессанса. Нижний этаж особняка облицован красным радомским песчаником, из той же породы – наличники окон второго этажа. Стена – тесаный серый песчаник. В эмиграции Владимир Набоков, вспоминая, путал: «...Трехэтажный, розового гранита особняк с цветистой полоской мозаики над верхними окнами». Мозаика – работы мастерской Владимира Фролова. Как пишет величайший знаток петербургского модерна Борис Кириков: «Стилизованные тюльпаны и лилии сплетаются в густой и сочный плавно текущий кругами орнамент на бирюзовом фоне с золотой каймой. Кусочки смальты, как разноцветные мазки с мягкими переходами полутонов, „лепят“ форму, оконтуренную полосками из темных мелких кубиков». В.А. Фролов был одним из лучших мастеров того времени в Петербурге, так что выбор был не случайным. Любопытно, что Набоковы заплатили за майоликовый фриз 3195 рублей 75 копеек - сумма по тем временам (1901-2 гг.) просто огромная! А для Фролова, мастера классической школы, заказ был интересен тем, что впервые ему пришлось работать в стиле "модерн". Витраж был изготовлен в Риге знаменитым мастером Эрнестом Тоде. Гейслер называет витраж "живописными стеклами в свинцовой спайке", потому что рисунок его выполнен красками по стеклу. Качество витража настолько высокое, что он до сих пор украшает парадную лестницу дома, а краски сохранили свою насыщенность.
В 1904 году Е. И. Набокова подарила дом своему мужу. В этом же году Набоков предоставил свой дом для одного из заседаний проходившего в Санкт-Петербурге с 6 по 9 ноября Первого съезда земских деятелей России. Делегаты съезда высказались на этом заседании за конституционную реформу, демократические права и свободы, уравнение всех граждан независимо от сословной и религиозной принадлежности.
В 1916 году живший здесь В. В. Набоков выпусил первую книгу своих стихов.
В 1918 году дом Набоковых был национализирован за неуплату хозяевами городских сборов. В 1919 году Набоковы уехали из России.
В настоящее время в доме Набоковых находится музей, а на фасаде здания укреплена мемориальная доска.

Дом Набоковых явялется одним из ранних образцов стиля модерн в архитектуре Санкт-Петербурга. Фасад здания украшен майоликовым фризом (выполнен в мастерской Фролова), а также лепными деталями, демонстрирующими флоральные мотивы.
В доме сохранились прекрасные интерьеры в стиле Рококо, Люд. XV, Французского ренессанса на первых двух этажах. Наибольший интерес представляют собой помещения столовой (1 эт.) и будуара Елены Ивановны Набоковой, матери писателя (2 эт.), облицованные резными деревянными панелями из ореха и красного дерева. Музей занимает первый этаж дома, в котором находились вестибюль, телефонная, столовая, зеленая гостиная, библиотека, комитетская и кухня. Остальные этажи заняты издательством "Невское Время".
В течение 2000 г. здесь были проведены ремонтно-реставрационные работы, в результате которых были расчищены и восстановлены некоторые детали интерьеров. Сейчас в стенах музея проводится обзорная экскурсия на русском и английском языках, рассказывающая об истории дома и семье Набоковых, а также о многочисленных образах набоковского детства, пронизывающих все его русскоязычное творчество. В музее регулярно проводятся культурные программы (семинары, чтения, круглые столы, моноспектакли, литературно-музыкальные праздники, презентации книжных изданий).
Во время моего посещения в музее проходила выставка Bloom's Day (афиши мероприятия выставлены в окнах первого этажа), посвященная роману "Улисс" Джеймса Джойса и культуре Ирландии.



Hosted by uCoz