 |
Рифма к фамилии главного героя и Кокушкин мост.
Мало кто не читал "Евгения Онегина". Но мало кто замечал, что ни одна из 5523 строк поэмы не оканчивается фамилией героя. Почему? А потому что Пушкин не нашел полноценной рифмы к ней во всем русском языке. Ее попросту нет. Не верите - попробуйте подобрать самостоятельно. Но помните, мы говорим о полноценной рифме в русском языке начала девятнадцатого века, и, естественно, слова анальгин или сульгин не принимаются.
Кстати, а откуда взял эту фамилию сам Поэт? Скорее всего источник ее происхождения кроется в названии русской реки "Онега", текущей из озера Ланча в Онежскую губу Белого моря; также есть Онежское озеро (тогда это была Олонецкая губерния).
Рисунок (слева вверху) сделан самим Александром Сергеевичем. Он есть не что иное, как иллюстрация к роману (Глава I, строфа XLVIII), где изображенные Онегин и Пушкин находятся на южном берегу Невы, на Дворцовой набережной, повернувшись лицом к Петропавловской крепости. В письме к своему брату Льву (ноябрь 1924 г.), во время подготовки первого издания главы Первой, поэт писал (из Михайловского в Петербург): "Брат, вот тебе картинка для "Онегина" - найди искуссный и быстрый карандаш. Если и будет другая, так чтоб всё в том же местоположении. ... Это нужно непременно." И добавил еще ряд других пояснений, помеченных цифрами. Попробуем описать, руководствуясь пушкинской нумерацией.
№1 - "Пушкин" нарисован сзади, по-видимому. созерцающим реку: это человек маленького роста, носящий высокую шляпу боливар (из-под которой густым темным потоком до плеч льются вниз волосы, завивающиеся на концах - он побрил свою голову летом 1819 г. в Михайловском, после тяжелой болезни, о которой чем меньше говорить, тем лучше, и носил коричневый кудрявый парик, пока его волосы не отрасли снова), суживающиеся панталоны по моде того времени и имеющий форму песочных часов длиннополый сюртук с двумя пуговицами на талии. Он слегка оперся своим левым локтем на парапет, ноги скрещены, левая нога беспечна вытянута.
№2 - Онегин выведен в профиль, примерно также одетым, только без романтических локонов. Его поза напряжена намного более, как будто он только что сделал широкий неуклюжий шаг, чтобы небрежно наклониться над парапетом.
№3 - плывущая под парусом утлая лодочка.
№4 - приблизительные очертания Петропавловской крепости.
Но издание 1925 года появилось без рисунка. Он был со временем перерисован до несчастия плохим художником, Александром Нотбеком, и вошел в серию иллюстраций к "Евгению Онегину": шесть гравюр, опубликованных в январе 1929 г. в "Невском альманахе". Художник всё переврал (рисунок слева-посередине): лодка лишилась своего паруса; немного листвы и часть стальной ограды парка, Летнего Сада, были добавлены на одном из полей; Онегин - в просторном меховом каррике (верхняя мужская одежда, по покрою похожая на редингот с двумя или тремя воротниками-пелеринами, покрывавшими плечи); он стоит, едва касаясь парапета ладонью своей руки; и главное, его друг Пушкин был вежливо повернут к зрителю с руками, скрещенными на груди. Пушкину настолько это не понравилось, что он отреагировал на это следующей эпиграммой, написанной (по свидетельству Плетнева прямо на журнале посреди бивака во время похода на Кавказ):
Вот перешед чрез мост Кокушкин,
Опершись <.......> о гранит,
Сам Александр Сергеич Пушкин
С мосьё Онегиным стоит.
Не удостоивая взглядом
Твердыню власти роковой,
Он к крепости встал гордо задом:
Не плюй в колодец, милый мой.
Географическое название в первой строке - это название моста через Екатерининский канал (канал Грибоедова). Этот мост был построен в конце 18 века и назван по фамилии купца Василия Кокушкина, чей дом находился рядом, на углу Садовой улицы. Cовременное фото моста можно увидеть справа-внизу.
Не только Пушкин причастен к литературной известности этого сооружения. В 1829 году в доме купца Зверкова у Кокушкина моста на последнем этаже поселился еще никому не известный выпускник Нежинской гимназии Николай Гоголь-Яновский, и здесь, в комнате с окнами во двор были написаны "Вечера на хуторе близ Диканьки". Кстати, этот густонаселенный дом, считавшийся тогда самым высоким в Петербурге (надстроен и перестроен в 1910-1911 гг.), упоминается в "Записках сумасшедшего". И наконец,
начало "преступления и наказания" напрямую связано с этим мостом: "В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м (Столярном) переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну (Кокушкину) мосту".
В 1872 году мост был капитально отремонтирован, при этом пролетное строение его изготовили по образцу старой конструкции. В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года.
Ввиду ветхости деревянных конструкций и расстройства кладки опор мост в 1946 году реконструировали по проекту инженера Б.Б.Левина и архитектора Л.А.Носкова, соорудив новые опоры и металлическое опорное строение. Старые опоры полностью разобрали, а в основание новых забили по 170 свай. Пролетное строение состоит из восьми двутавровых сварных балок. С фасадов пролетное строение декорировано стальными листами с прикрепленными к ним литыми фрагментами. Перильные ограждения на пролетном строении - чугунные, литые, на устоях. Длина моста - 18,9 м., ширина - 13,1 м.
|